С творчеством Евдокии Дмитриевны Марченко, создателем первого на нашей планете Института Ритмологии – ИРЛЕМ я познакомился на презентации её книги «Звёздные ритмы времени». Это знаменательное событие произошло в декабре 2007 года, в Большом зале клуба писателей «Центральный дом литераторов» совместно с презентацией ежегодного альманаха «Академия поэзии». Но, не смотря на сравнительно краткий временной момент нашего знакомства, я воспринимаю её ритмы так, словно знал их всегда. Они как бы исходят из самого времени и самодостаточны в любом времени, включая прошлое и будущее. Поэтому я склонен воспринимать ритмы Е. Марченко, как некое созидательное Знание, передаваемое людям через поэтическое слово.
По форме ритмы, несомненно – поэтический жанр. Поэзия изначально являлась носительницей великих Знаний землян. Все без исключения пророки, по сути, были и поэтами.
Бросается в глаза, что от обычных поэтических столбцов ритмы Е. Марченко отличаются только фигуральным расположением строк и строф. Наверняка, форма ритмов несёт заложенную в неё энергетическую и смысловую нагрузку.
Центральное место в данной книге занимают образы ритмов, хотя формально они не сконцентрированы, а рассеяны по всей довольно объёмной рукописи. Я уверен, что такое построение внутреннего сюжета далеко не случайное, как, впрочем, расстановка и всех остальных. Первый образ ритмов появляется лишь на 69-й странице, но работает он с самого начала и до конца книги.
Ты направляешься в полёт
в надежде завершить идею любовью
Обрести её скорее
свой незабвенный звездолёт.
Ты отправляешься в полёт.
Вопрос стоит в определенье,
в котором сгусточке знаменье
иль между плотно запеклось твоё Я…
(«Ближе к Ритму»)
И не посвящённому читателю понятно, что здесь развивается космологическая тема, где молекулярные и не молекулярные миры переливаются друг в друга, давая возможность нашему сознанию осязать пульс ещё не рождённых миров, которые только собираются возникнуть. И далее:
Штурвал Времени поможет
выверить порядок рождения
и степень расцвета.
В синтезе ритмов с музыкой, цветом и светом поэтического слова накапливается мощная энергия, на крыльях которой человек может свободно перемещаться сознанием в пространстве и времени. Он также с философской тонкостью наблюдает своим мысленным взором за жизнью и с математической точностью корректирует возможные ситуации.
Для Е. Марченко и как поэта и как профессора ритмологии слова – не просто звуки. Это и слова-кристаллы, призванные помочь в отдаче пассионарных долгов и в прочтении хрональной книги человеческого бытия. А слова-кораллы помогут прочесть пассионарную книгу. Не менее созидательную роль играют также звуки-лучи, буквы- лучи.
Ритмологические озарения сопровождают читателя до завершения книги (стр.201):
В образной системе Е. Марченко не менее важную роль играют также и образы струн.
Приведу ритмы «Творящее начало» (стр. 2) полностью:
Струны,
держащие нейтральную мелодию,
становятся крепкими
и вырастают всплесками.
У каждого человека
с прочными струнами
устойчивое положение.
Ему легко собрать и разделить
творящее начало.
Ясно, что речь идёт не о струнах в буквальном смысле слова. Эти струны человек способен ощутить в себе. Но чтобы они помогали ему в полной мере ощущать радость бытия, он должен научится их настраивать. Здесь и пригодятся Знания ритмологии, которыми в совершенстве владеет Е. Марченко.
В ритмах «Перед струной очевидности» (стр. 67, часть 3)
Струна Очевидности
Позволяет узреть прикосновение
к прекраснейшим
тысячелепестковым лотосам.
Живущие в лотосе
ограждаются трепетом лепестков…
Создавая в себе мыслеформу Струны Очевидности и осязая своим сознанием, человек начинает её настраивать, приводить в гармонию с огромным, окружающим его мирозданием. И вот уже крохотный лепесток волшебным образом превращается в космический челнок и человек в мгновения облетает на нём всю нашу Вселенную. Или же дух человека вдруг превращается в жемчужину и украшает раковину, образованную из лепестков лотоса.
Струна Очевидности осветляет душу человека, даёт мощный импульс разуму, «всё становится понятным; любой вопрос, возникающий в голове, получает ответ…»
Знания, которые несут в себе ритмы призваны не только помочь людям обрести «счастье в человечестве». Они также исполняют объединяющую роль. Приведу концовку ритмов «Струйное и струнное для прозрачных» (стр.139)
Прозрачные крыла
объединяют физиков и лириков.
Пламенеющим ликом
передают весть по струнам.
Струнное Солнце
и струйное Солнце,
как вы похожи!
Большинство людей не придаёт особого значения всплескам в себе гражданских чувств и живут в основном бытовыми интересами. Но ощущение себя одним целым с Отечеством рано или поздно охватывает каждого разумного человека. Он начинает, как бы заново познавать и осознавать своё место на Земле. В ритмах о Родине заложена программа, помогающая ему это сделать.
Как распознать тебя, святая Русь.
в грязи и пепле?
Твоя белая грусть.
от которой ослепли смотревшие вблизь,
Твоя грузная стать
от укусов змеиных устала.
Ты добра и свежа
только в радости жизни отстала…
(«Святая Русь»)
В завершении хочу подчеркнуть, что своим творчеством Е. Марченко, через осиянную любовь к России, помогает людям подняться до ещё более высоких вершин духа, обозреть внутренним зрением весь мир и направить свою энергию на сохранения нашей родной планеты. От души желаю её «Звёздным ритмам времени» высокого полёта!
Марат КАЛАНДАРОВ
Президент Международной ассоциации
писателей и публицистов
«Беру с книжной полки десять поэтических сборников современных поэтов… Открываю и вздрагиваю от ужаса одинаковости слов, образов, тем, мышления… Что это? Конец пути? Тупик? Стена? Компьютеры? Телестереотипы, где и преступления уже не совершаются, а тиражируются?
С первого до последнего знака всё своё, всё личнокосмическое: и язык, и мышление, и образная система (о ритмах я уже не говорю, они основа всего Сущего). Стих летит, как капелька ртути тяжёлая (при видимой лёгкости), неуловимая в движении, меняющая постоянно форму и светосознание.
Ритмы раздвигают (точнее стирают) привычные рамки эмоционального познания мира, возвращая словам и оборотам (вольному воля, спасённому рай) их первородное, утерянное нами значение».
Константин Скворцов
Переделкино
«Писатель в России всегда больше чем литератор-ремесленник. Наши философы, учёные, пророки и учителя часто создавали литературные полотна, способные влиять на поколения людей и движение мировой мысли в целом.
Автор этих строк убеждён, что труды профессора Евдокии Марченко уже занимают своё место в общемировом течении творческой мысли… Она просто делится с нами знаниями — и как красиво делится. Наищитесь ещё профессора, который три тысячи лекций в многотысячных залах прочитал без шпаргалки на великолепном классическом русском языке, давая слушателям серьёзный концептуальный материал, а потом так изящно заключил бы его в поэтическую форму:
… И общий разум торжеством станет,
И общий разум засветится светом,
И дистанционно ты управлять сможешь,
запрашивая данные о себе
в информополе,
И отдавать без устали решишься.
Вот это есть венец, венчающий Вселенную.
(«Шапка Мономаха»)
На протяжении 15 лет автор демонстрирует размах и силу собственного ума, но при этом утверждает, что так же разумен обязан быть каждый житель нашего общего дома.
Откуда у Евдокии Марченко столько оптимизма — сразу понять трудно, приходится в тысячный раз постигать её концепцию. Но факт остаётся фактом, она действительно настолько убеждена в своём читателе, что даже не считает необходимым упрощать для нас ни свое мировоззрение, ни описание его в ритмах. (Словарный запас Евдокии Дмитриевны Марченко превосходит словарь господина Ожегова и приближается к отметке 80 тысяч слов).
Просто у человека талантливого и творческого на обыденные вещи всё равно будет необычный взгляд. Автор убеждён, что безвыходности в мире нет. Бывает отсутствие знания о том, как найти выход».
Ирина Громова
член Союза писателей России,
главный редактор газеты «Бизнес-информ»
Отзывы на "Звёздные Ритмы времени", 1 и 2 тома
Рукопись новой книги ритмов Евдокии Марченко "Звёздные ритмы времени" представляет собой многомерный, красочный, звучащий земной и неземной музыкой мир. Но яркое самобытное видение людей, земной природы и космоса - далеко не главный момент в творчестве Е. Марченко. Основная идея автора - попытка планетарного осмысления земного и небесного бытия человеческого сознания. Задача архисложная, хотя, казалось бы, древние Учителя всё уже, как говорится, разложили по полочкам. Но, увы, сегодня и откровения знаменитого мэтра теософии Е.П. Блаватской отошли на второй план. Так и должно быть: ничто в пространстве и во времени не стоит на месте. Каждый человек, решившийся однажды на полёт своего сознания за пределы, хотя бы атмосферы Земли, открывает для себя то, чего не читал ни в одном теософском трактате.
Тем не менее, в этих дерзаниях духа, начиная с полёта Икара, существуют некие постоянные условия, которых должны придерживаться все решившиеся на полёт сознания. Именно таким людям, прежде всего, адресованы ритмы Евдокии Марченко...
...Сегодня поэзия просто не может существовать вне Великого Космоса. Хотел бы особо отметить, что в личности Е. Марченко гармонично сочетаются два значительных начала: Поэт и Учитель. Собственно - это самое желательное сочетание для творческой личности. Поэт, способный своим творчеством оказать людям помощь в повышении уровня их сознания, дорогого стоит в этом мире.
Валентин УСТИНОВ
Президент Академии поэзии,
Секретарь исполкома Международного сообщества писательских Союзов.
...Передо мной открылось нечто большее, чем стихотворные столбцы. Так бьётся влюблённое, встревоженное, жаждущее неземной свободы сердце, в таком ритме человеческие чувства и мысли кружатся в звёздном танце...
...Словно волшебные гиды ведут тебя по вехам времён и пространств, явленных символами и знаками земных и неземных эпох. Вот, в лазурном сиянии, выплывает навстречу из мрака наша Небесная Родина - Русь. Хочется лететь дальше, но, умеряя твой восторг, в сознании звучит предупреждение:
Опасаюсь уйти до времени
От небесной Руси отцов.
("Осознание миссии на Земле")
Этим ритмом поэт предупреждает землян о том, что в таких полётах сознания необходимо соблюдать гармонию. Нельзя лететь дальше, не став частью своей Небесной Родины. А начинать надо с осознания Миссии на Земле. Собственно все представленные в рукописи ритмы по сути являются либо предупреждениями, либо советами землянам, рискнувшим на крыльях своего сознания отправиться в полёт по бесконечности…
…Попытка поднять сознание землян на более высокий уровень ощущается во всех без исключения ритмах данной рукописи. Поэт уверен, а я его в этом поддерживаю, что будущее человечества за космо-планетарным человеком, который ощутит себя не жалкой отдельной крупицей Великого Космоса, но единым целым с Ним - одним организмом...
Для меня несомненно, что новая книга ритмов Евдокии Марченко не только станет заметным явлением литературной жизни современной России, но и выполнит свою главную духовную задачу.
Валерий ИВАНОВ
Поэт, член Союза писателей России,
кавалер Золотой Есенинской медали,
главный редактор "Академии поэзии".
Отзывы на "Звёздные Ритмы времени", 3 и 4 тома
…Ритмы - выраженная в слове энергия, идущая на поэта из Космоса. Читая, слушая эти ритмы, замечаешь, что даже твоё дыхание становится другим. Да, прав автор: "Умиротворите суетность дыхания".
Жизнь многолика, многомерна. Таково и творчество.
Мы выражаем свои чувства в словах, продиктованных нам подсознаньем. И они не только помогают нам справиться с произошедшим, но и передают окружающим энергию, их породившую, заставляя сопереживать, дышать в том же ритме.
Седьмой Урок Манны Небесной:
Из свечения - в сияние, От боли через напряжение
в щедрость
Вот именно - щедрость. Она - символ всего творчества Евдокии Марченко. Слово в её стихах становится ключом, открывающим незримую дверь в новый, непознанный мир, где нет устоявшихся стереотипов, где фантастические образы солнечными протуберанцами врываются в ваше сознание. Но читатель должен приложить определённое душевное усилие, чтобы этот контакт был гармоничен. Человеку, привыкшему к традиционному стилю стихосложения, придётся над собой поработать.
Чёрные кораллы скорби
Обвили белые кораллы памяти
Подобной метафоре иной поэт даже позавидует Но ритмы Евдокии Марченко не только самобытны, не только пытаются увеличить пространство сознания своего читателя до размеров Вселенной. Они ещё заполняют это пространство Светом, Доброй силой, учат жить по законам Добра. И я согласна с В. Ивановым, написавшим одно из предисловий к первому тому "Звёздных ритмов времени", что ритмы поэтессы являются, кроме всего прочего ещё и предупреждениями.
Евдокия Марченко "собирает" мироощущение читателя, заставляет думать, понимать причинно-следственные связи всего происходящего, всего сущего на Земле и на Небе.
Марина МАРЬЯН
Поэтесса, член Союза писателей России,
г. Санкт-Петербург